Сотрудники Bloomberg New Energy Finance из отдела возобновляемой энергетики подсчитали, что стоимость производства аккумуляторных батарей литий-ионного типа за последние 10 лет снизилась на 89%. Сейчас она составляет $137 за 1 кВт/ч. Примечательно, но в 2010 году эта сумма была более $1000 за 1 кВт/ч. И это еще не предел, как отмечают исследователи.

К примеру, некоторые китайские компании уже сейчас предлагают литий-ионные батареи для электрокаров в районе $100 за 1 кВт/ч, тогда как мировые аналитики прогнозировали такие цены только к 2024 году. Со слов Логана Голди-Скота, руководителя вышеупомянутого отдела, до этого времени ключевые игроки на автомобильном рынке должны получить возможность создавать и реализовывать электрокары для массового рынка по той же стоимости и с такой же маржой, что и машины с ДВС.

Южнокорейская компания решила ускориться и начать коммерческое производство первых в мире литиевых аккумуляторов с рекордно низким содержанием кобальта уже в 2021 году. Вероятно, LG Energy не хочет отставать от Tesla, сообщившей осенью о внедрении новых технологий в области автомобильных аккумуляторов.

NCMA-батареи южнокорейского производства будут содержать не более 5% кобальта, при этом количество никеля увеличат до рекордных 90%. Благодаря такому соотношению, разработчикам удалось увеличить емкость батарей, а это значит, что запас хода авто увеличится примерно на 20%. Помимо упомянутых выше металлов в аккумуляторах есть алюминий, который обеспечивает электродам стабильную работу. Кроме того, за счет этого стоимость новых аккумуляторных батарей будет дешевле. Первыми их «опробуют» электрокары Tesla Model Y китайской сборки.

Немецкий автопроизводитель, постепенно переходящий на всемирный тренд в плане электрификации своих моделей, продемонстрировал новое зарядное устройство для электрокаров. Оно представляет собой малогабаритный ящик для подачи тока.

Всем известно, что электрически автомобили можно подзаряжать как от обычной сети, так и от специальных зарядных станций. Однако, разработчики Volkswagen утверждают, что их зарядка в несколько крат эффективнее традиционных. Теперь в качестве постоянного тока можно использовать не только встроенные в автомобиль зарядные устройства, но и внешние настенные боксы. Кроме того, они обеспечивают электромобилю подзарядку даже в тому случае, если во всем доме выключили электричество.

Первая 20-ка настенных зарядных устройств уже установлена в цехах производителя и проходит испытания.

Российская компания IPPON, специализирующаяся на производстве резервных источников питания и являющаяся одним из лидеров в сфере электроснабжения, выпустила новые аккумуляторы. Всего вышло 5 моделей под маркировками: IP 12-100, IP 12-65, IP 12-40,IPL12-9 и IPL 12-7. Их предназначение — обеспечивать охранные системы, аварийное освещение, железнодорожные и авиационные сигнализации, а также оповестительные системы на промышленных объектах резервным электропитанием.

Ключевая особенность новых аккумуляторов, которые, к слову, являются герметичными, необслуживаемыми и кислотно-свинцовыми, заключается в более долгом сроке работы. Жидкий электролит кислотного типа в купе со свинцовыми пластинами делают их «долгожителями». Также стоит отметить их прочность и сравнительно низкую стоимость. Что касается емкости батарей, то этот параметр указан в вышеприведенных маркировках и измеряется в А·ч. Именно от него зависти, насколько долго аккумуляторная батарея сможет поддерживать работу подключенных к ней устройств.


Отечественный автопром медленно, но верно включается в мировой тренд на электрический транспорт. Совсем недавно на рынок вышла «Кама-1», производства «КамАЗ». Презентация электромобиля состоялась в столице, где, в частности, были отмечены преимущества данной модели перед зарубежными аналогами.

В первую очередь это доступная цена — почти в 3 раза дешевле, чем самый бюджетный электрокар Tesla. Разработчики надеются, что это пленит покупателей. По габаритам «Кама-1» похожа на «Оку»: 3,4 м в длину, 1,6 м в высоту и 1,7 м в ширину; четырехместная, с тремя дверками, оснащена интеллектуальной системой ADAS 3.

Втрое преимущество отечественного электрокара — это то, что некоторые детали (юбки бамперов, накладки на пороги и крылья) сделаны отдельными элементами, что позволяет легко их сменить на новые.

И, наконец, третье преимущество — высокий дорожный просвет, сделанный специально для российских дорог.

В американском штате Джорджия появился первый в мире отрезок дороги, изготовленный из солнечных панелей. Эту чудо-разработку разместили на технологическом бульваре в городе Пичтри-Корнес, на котором также тестируют беспилотные автомобили. Официальные лица уже рассказали, что для ее создания использовались солнечные модули французского производителя Colas Group. Со слов представителей самой компании, их солнечные панели Wattway можно наносить прямо на имеющееся дорожное покрытие. При этом уровень сцепления будет сопоставим с традиционными материалами для дорог.

Предварительные расчеты показали, что американская «солнечная дорога» будет генерировать около 1300 КвтЧ электричества ежегодно. Ее будут использовать для подзарядки электрокаров, причем водителям она будет доступна бесплатно. Благодаря тому, что данный участок дороги оснащен аккумуляторными батареями и накапливает излишки энергии, то им можно будет пользоваться даже ночью.

Лет 8-10 назад ученые всего мира принялись изучать минерал перовскит с целью использовать его в солнечных панелях. Позже его внедрили в традиционные кремниевые ячейки, таким образом, получив эффективный тандем: один слой перовскита и один слой кремния в купе гораздо лучше вбирают солнечный свет. Тогда же специалисты пришли к выводу, что КПД у таких тандемных панелей куда более высокое, чем у однослойных, и его можно повышать дальше.

Так, например, исследовательский центр им. Гельмгольца в Берлине, работая над эффективностью перовскитово-кременивых панелей смог добиться потрясающих результатов. Еще 5 лет назад их максимальный КПД был не более 14%, в 2018 — уже 25%, а в 2020 году достиг почти 28%. Сейчас специалисты центра продолжают модифицировать экспериментальную ячейку HZB и теоретически определяют предел ее КПД в районе 35%. Причем площадь экспериментального образца — 1 см², в связи с чем ученые уверены, что новые технологии помогут им довести габариты солнечных многослойных ячеек до выгодных для коммерческих целей.

Литий-ионные аккумуляторные батареи с каждым годом становятся все более востребованней. Их активно используют в современных технологиях, в частности в секторе электротранспорта. В связи с этим, ученые всего мира ищут альтернативные, более дешевые и безопасные материалы, чтобы заменить ими используемый сейчас дефицитный кобальт и литий. И, похоже, специалисты из Вашингтона, из школы Маккелви, уже нашли один из них.

Им оказался фтор – сравнительно распространенный и достаточно легкий элемент. Самое интересное то, что его ионы – это зеркальная противоположность ионов лития. Они очень сильно притягивают электроны, что позволяет фтору быть оперативным проводником электрохимических реакций. Поэтому именно он, скорее всего, в скором времени станет использоваться в аккумуляторах вместо привычного лития. Со слов ученых, новые батареи смогут обеспечить электрокарам запас хода до 1 тысячи км без подзарядки.

Еще в начале года директор калифорнийской компании QuantumScape, Джагдип Сингх поделился, что они разрабатывают прорывную технологию создания твердотельных аккумуляторов для электрокаров. Volkswagen незамедлительно отреагировал на новость и инвестировал в данный проект 300 миллионов долларов, так как с 2025 года планирует перевести свои легковые и грузовые модели именно на такой вид батарей.

Почти за год QuantumScape сильно продвинулась в своей работе. Им удалось создать такой аккумулятор с твердотельным керамическим электролитом, который по всем характеристикам превосходит литий-ионные батареи: это долговечность, надежность, стоимость, скорость зарядки и запас хода. По заверению производителя, электрокар с таким аккумулятором можно будет зарядить до 80% всего лишь за 15 минут, а протяженность езды на одном заряде составит до 900 км. Именно применение твердотельного, а не жидкого электролита позволило значительно увеличить вместимость энергии в батареи по объему и массе.

Помимо этого, инновационные аккумуляторы отличаются низкой степенью деградации даже при агрессивной разрядке/зарядке. Однако, руководство компании не раскрывает материалы, из которых сделаны ключевые части аккумуляторной батареи – это один из самых охраняемых фирменных секретов.

Ежегодно датский инвестиционный банк Saxo Bank делает шокирующие прогнозы, некоторые из которых, впрочем, вполне могу оказаться реальными. Более того, если они начнут сбываться, то окажут значительное влияние на мировой рынок. Так, например, на 2021 год банк прогнозирует рост цен на серебро до 50 долларов за унцию. Свои предположения специалисты подкрепляют статистикой быстроразивающейся солнечной энергетики. К сведению, серебро напрямую применяется в таких новых технологиях, как фотоэлектрические модули, 5G сектор, а также других электрических и экологических областях.

Благодаря широкому применению драгметалла в вышеприведенных сферах, его стоимость в период с 2014 по 2017 демонстрировала двузначный годовой рост. Кроме того, за 2020 год серебро выросло в цене на 32% - почти до 24 долларов за унцию, судя по аналитическому октябрьскому обзору Альфа-банка. Таким образом, прогноз Saxo Bank уже не кажется невозможным.